Расширенная гарантия на шины

Что означает маркировка на мотошинах

Правильно подобранная мотошина — вопрос безопасности. Неравномерный износ резины и снижение комфорта от езды вторичны, важнее управляемость на дороге. Как выбрать мотошины и какие характеристики решающие? Поможет в этом техническая документация к байку и маркировка.

Развитие маркировки мотошин

Маркировка шин прошла значительный путь с момента появления первых мотоциклов. В конце XIX века, когда они только появились и начали набирать популярность, стандартизированных обозначений не существовало. Производители использовали собственные системы маркировки. Это затрудняло выбор и замену шин для потребителей.

С ростом количества мотоциклов и разнообразия моделей возникла необходимость в унификации обозначений. В 1960-х годах началась активная работа по унификации стандартов на международном уровне. Но основные стандарты, регулирующие маркировку шин (включая параметры ширины, высоты профиля и диаметра обода), начали формироваться позднее — в 1970-х и 1980-х годах. 

К 1990-м годам начался постепенный переход от дюймовой системы измерений к метрической, что позволило улучшить совместимость между различными производителями. Этот процесс особенно активно поддерживали в Европе и Японии.

Сейчас маркировка мотоциклетных шин включает информацию об их точном размере, типе конструкции, индексе нагрузки и скорости. Также могут быть указаны и другие важные данные. Унификация обозначений, которую ввели благодаря международным организациям, облегчает выбор для потребителей по всему миру.


Важность маркировочных обозначений

Невозможно купить подходящие шины к мотоциклу, если игнорировать маркировочные обозначения. Типоразмеры, предназначение, производитель, год выпуска — важно всё. Недостаточно того, чтобы шины физически подошли к мототранспорту. Важно полное соответствие техническим характеристикам модели. Для этого нужно разобраться с тем, что написано на шинах, и как применять эти данные при самом выборе.

Всего есть 4 вида маркировки мотошин. Рассмотрим их по порядку.

Метрическая маркировка: как расшифровать

Самый популярный способ нанесения маркировочных знаков и самый заметный. Его используют много производителей мотошин. Когда выбираете моторезину в онлайн-магазине, эти данные указаны рядом с каждой моделью и в технических характеристиках.

Метрическая маркировка мотошин

Стандартный формат обозначения

160/60 ZR17 69W TL

Значение символов

160

ширина профиля в мм

60

высота профиля в % (если процент не указан, то значение может быть дано в дюймах.)

Z

высокоскоростная мотошина 

R

радиальная (меридиональная) конструкция

17

посадочный диаметр (идентичен размеру обода диска)

69

индекс нагрузки (допустимый вес)

W

индекс скорости (оптимальные показатели для безопасного передвижения)


В случае диагональной конструкции мотошин вместо обозначения R используют букву D или тире. Наличие камеры в мотошинах указывают в обозначении как TT (Tube Type). В метрической маркировке применяют значение M/C (motorcycle). Оно обозначает, что шина предназначена для мотоциклов. Это исключает путаницу, когда типоразмеры совпадают с маркировкой автошин.

Расшифровка маркировки по альфа-системе

Применяется для обозначения параметров туристических мотоциклов. В последнее время встречается редко.

Альфа-система маркировки 

Формат 

MR80S-17

Значение символов

M

резина для мототранспорта

R

ширина профиля, измеряется в дюймах

80

высота профиля

S

индекс скорости

17

посадочный диаметр (соответствует размеру диска) 


Если встретите такие символы на мотошинах, вам не составит труда их расшифровать.

Расшифровка низкопрофильной дюймовой системы

Особый тип маркировочных знаков, которые используют в случае мотошин с низким профилем. У такой резины высота в миллиметрах меньше ширины.

Низкопрофильная дюймовая маркировка

Формат 

4.50/85U-18 

Значение символов

4.50

ширина профиля, указана в дюймах

85

высота профиля относительно ширины в %

U

индекс скорости

18

посадочный диаметр 


Значение скорости доступно в унифицированной таблице индексов.

Стандартная дюймовая маркировка мотошин

Устаревшая маркировочная система. Встретить её можно на мотошинах, которые произвели до 1999 года. Пример — 3.75H-18. Значение символов:

  • 3.75 — это ширина профиля в дюймах;

  • H — индекс скорости;

  • 18 — посадочный диаметр в дюймах.

В этом случае, по таблице индексов скорости, разрешено передвижение со скоростью 210 км/ч.

Дополнительные значения

Помимо маркировки, на боковой части мотошин могут быть указаны и другие параметры. Что обычно пишут производители и как это расшифровать?

Второстепенные символы и знаки на поверхности мотошин:

  • Rear Wheel — использовать для заднего колеса. Резина для скутеров или мопедов лишена таких знаков. Она универсальна для переднего и заднего колеса.

  • Front Wheel — резина для переднего колеса.

  • Wheel Rotation/указатель со стрелкой — определяет, в какую сторону должно вращаться колесо. Мотошины с направленным рисунком нельзя устанавливать противоположно указанному направлению. Это может навредить сцеплению и снизить управляемость. Резину с ненаправленным рисунком протектора можно установить без учёта направления.

Сочетание из 4 цифр отдельно или в круге — дата производства. Например, 1120. Последние 2 цифры указывают год, первые две — порядковый номер недели. Это значит, что мотошину выпустили в марте 2020 года. Такой принцип обозначения используют с 2000 года. В некоторых случаях время производства указано в серийном номере изделия (последние 4 цифры).

Показатели качества и результаты испытаний также указаны на мотошинах. Рассмотрим их значения в таблице ниже.

Сертификационная маркировка моторезины

Пример

Е22 R75 003-3375

Значение символов

E

одобрено Европейской экономической комиссией (ЕЭК ООН)

22

страна, где проводились испытания, в этом случае Россия — 22 (например, 1 — Германия, 2 — Франция)

R75

тестирование прошло по правилам №75 ЕЭК ООН

003- 3375 

серийный производственный номер


Стандарты производства мотошин указывают в соответствии с применяемыми технологиями. Например, если при производстве применялись европейские разработки — EUCX. Если американские — DOT (Department of Transportation).

Но это ещё не всё…

На этом вопрос маркировки не закрыт. Производители также указывают технические характеристики.

Значение дополнительных символов в маркировке мотошин

290 kpa (42 psi) cold

оптимальное значение уровня давления «холодных» шин (при езде резина нагревается, и показатель увеличится)

RS1 (soft);

RS2 (medium);

RS3 (hard).

маркеры мягкости и жёсткости резины

Max. Load 212 KG 467 LBS

допустимая нагрузка на колесо без вреда для износостойкости, качества управления и торможения

SAG или Super All Grip

хорошее сцепление с поверхностью на сложных участках

XL или Extra Load

устойчивость к большим нагрузкам

MBS

защита от деформации, наличие укрепления

Reinforced или REINF

наличие дополнительного усиления

NHS/Non Highway Service

не подходит для скоростных трасс


Когда у вас есть значения маркировки, проще выбрать безопасные мотошины. Остаётся сравнить их с рекомендациями производителя байка. Комфортный ход, управляемость, торможение, скорость, сцепление с поверхностью — всего этого можно добиться, лишь выбирая корректно модель и типоразмеры мотошины. И конечно, не забываем про дополнительные маркировочные обозначения и техническую документацию транспорта.

Маркировка специализированных мотошин

Маркировка мотоциклетных шин содержит информацию об их характеристиках и предназначении. Для различных типов мотоциклов — эндуро, кроссовых, спортивных и туристических — существуют специфические обозначения. Они помогают подобрать оптимальные покрышки для конкретных условий эксплуатации.

Обозначения на шинах для различных типов мотоциклов

Покрышки для эндуро и кроссовых мотоциклов предназначены для езды по пересеченной местности и бездорожью. Их маркировка включает следующие элементы:

  • NHS (Not for Highway Service): не предназначена для использования на дорогах общего пользования;

  • DOT: соответствует стандартам Департамента транспорта США, это нужно для экспорта.

Покрышки для спортивных мотоциклов рассчитаны на высокие скорости и агрессивный стиль вождения. Их маркировка может содержать такие обозначения:

  • ZR: обозначение высокоскоростной шины (для скоростей свыше 240 км/ч);

  • W: индекс, который соответствует максимальной скорости 270 км/ч;

  • TT (Tube Type): камерная шина;

  • TL (Tubeless): бескамерная шина.

Покрышки для туристических мотоциклов предназначены для длительных поездок. В маркировке можно встретить такие обозначения:

  • GT (Grand Touring): указание на то, что шина предназначена для тяжёлых мотоциклов и долгих путешествий;

  • Reinforced: усиленная конструкция для повышенной нагрузки.

Посмотрим на специфические символы на спецшинах. Их расшифровка такая:

  • M+S (Mud and Snow): для использования в грязи и на снегу, что актуально для эндуро и кроссовых мотоциклов;

  • Dual Compound: использование двух типов резиновой смеси для оптимального сцепления и износостойкости, часто встречается на спортивных и туристических шинах.

Понимание этих обозначений позволяет мотоциклистам выбирать шины, которые соответствуют их запросам. Тем самым гарантируется безопасность и комфорт на дороге.

Влияние маркировки на выбор шин для различных условий эксплуатации

Для городских условий важны манёвренность и устойчивость на асфальте. При выборе шин следует обратить внимание на следующие параметры:

  • размеры: ширина и профиль должны соответствовать рекомендациям производителя мотоцикла;

  • индекс скорости: обычно достаточно T (до 190 км/ч) или H (до 210 км/ч);

  • индекс нагрузки: должен соответствовать суммарному весу мотоцикла, водителя, пассажира и перевозимого груза.

Для длительных поездок по шоссе важны износостойкость и устойчивость на высоких скоростях. Стоит выбирать покрышки с такой маркировкой:

  • индекс скорости: V (максимально до 240 км/ч) или W (до 270 км/ч);

  • обозначение GT (Grand Touring): шины, разработанные специально для продолжительных путешествий;

  • индекс нагрузки: должен соответствовать полной массе мотоцикла с учётом веса багажа и пассажира.

Для бездорожья и пересечённой местности необходимы шины с агрессивным протектором и усиленной конструкцией. Маркировка может быть такой:

  • обозначение M+S: шины с агрессивным протектором и усиленной конструкцией;

  • индекс скорости: Q (максимально до 160 км/ч), так как высокие скорости на бездорожье неактуальны;

  • индекс нагрузки должен соответствовать предполагаемой нагрузке на шину.

Теперь несколько рекомендаций по подбору покрышек в зависимости от стиля вождения и климатических условий:

  • агрессивный стиль вождения требует шин с высоким индексом скорости и усиленной конструкцией для обеспечения безопасности на высоких скоростях и при резких манёврах;

  • спокойный стиль позволяет использовать шины с более низким индексом скорости, что может увеличить их ресурс и снизить затраты;

  • если вы живете в дождливом климате, стоит выбирать шины с глубокими канавками для эффективного отвода воды и предотвращения аквапланирования;

  • для жаркого климаты нужны шины, устойчивые к высоким температурам, возможно со специальными добавками, которые предотвращают перегрев и износ резины;

  • в холодном климате можно использовать специальные зимние модели для сцепления на снегу и льду.

Если же вы часто ездите в разных условиях, стоит присмотреться к универсальным комбинированным мотошинам. Обычно их разрабатывают таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное сочетание характеристик для различных типов дорог и погодных условий.

Популярные заблуждения при интерпретации маркировки

Среди мотоциклистов есть немало мифов, которые касаются шин и их маркировки. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Индекс скорости и реальная скорость

Миф: индекс указывает на максимальную скорость, при которой шина может эксплуатироваться.

Реальность: индекс обозначает максимальную скорость, при которой шина может нести определённую нагрузку при стандартных условиях. Это не означает, что мотоцикл нужно «гонять» на этой скорости постоянно.

Нужно учитывать — превышение этого индекса приводит к перегреву и повреждению шины.

Индекс нагрузки и общий вес мотоцикла

Миф: индекс нагрузки на шине соответствует общему весу мотоцикла.

Реальность: маркировка указывает на максимальную нагрузку, которую может выдержать одна шина. Для определения общей допустимой величины необходимо умножить этот индекс на количество колёс. При расчёте следует также учитывать вес мотоцикла, водителя, пассажира и груза.

Маркировка M+S (Mud and Snow)

Миф: обозначение гарантирует отличное сцепление на снегу и льду.

Реальность: указывает на то, что шина предназначена для использования в грязи и на снегу, но не обязательно обеспечивает оптимальное сцепление на льду. Для уверенной езды зимой стоит обратить внимание на специализированные зимние шины. Особенно те, которые имеют маркировку «снежинка» (или «Three Peak Mountain Snowflake», сокращенно 3PMSF). Эти шины проходят специальные тесты на сцепление со льдом и снегом при низких температурах.

Как избежать ошибок при выборе и эксплуатации шин

Несколько простых советов, которые помогут избежать досадных ошибок:

  • Изучите руководство пользователя. Производитель мотоцикла указывает рекомендуемые размеры, индексы нагрузки и скорости для оптимальной работы транспортного средства.

  • Консультируйтесь с профессионалами. При возникновении сомнений обращайтесь к специалистам в области шиномонтажа или к официальным дилерам.

  • Учитывайте условия эксплуатации. Выбирайте шины, которые соответствуют вашему стилю вождения и климатическим условиям региона.

Обязательно проверяйте дату производства. У шин ограниченный срок службы. Даже если они не использовались, со временем их свойства станут хуже. Например, шины могут потерять эластичность и стать более хрупкими из-за старения резины. Это может привести к снижению сцепления с дорогой, увеличению тормозного пути и даже к разрыву шины при движении.

Будущее маркировки мотошин

В современном мире, где технологии стремительно развиваются, а требования к безопасности становятся всё строже, производители мотошин активно работают над улучшением системы маркировки. Эти изменения направлены на то, чтобы сделать информацию о шинах максимально доступной и понятной для пользователей.

Унификация стандартов

Международные организации продолжают работать над унификацией стандартов маркировки покрышек. Цель — обеспечить единообразие обозначений, что должно ещё больше облегчить потребителям выбор и повысить безопасность эксплуатации.

Внедрение цифровых технологий

Мир продолжает двигаться в сторону цифровизации и автоматизации, и рынок мотошин тоже не остаётся в стороне. Использование QR-кодов и RFID-меток позволяет быстро получить доступ к полной информации о шинах через смартфон. Можно моментально узнать информацию о производителе, дате производства, технических характеристиках шины, условиях эксплуатации. Это значительно упрощает процесс выбора и покупки, делает его более прозрачным и удобным.

Улучшенная маркировка по экологическим стандартам

В последние годы все больше внимания уделяется вопросам экологии и устойчивого развития. Производители мотошин начинают внедрять специальную маркировку, которая указывает на соответствие продукции определённым экологическим стандартам. 

Например, это может быть информация об уровне выбросов CO₂ при производстве, использовании переработанных материалов или снижении уровня шума.

Смарт-шины и IoT

Развитие интернета вещей (IoT) также оказывает значительное влияние на сферу мотошин. Смарт-шины оснащены встроенными датчиками, которые передают информацию о состоянии шины в режиме реального времени. Это включает данные о давлении, температуре, глубине протектора и других параметрах.

Такие технологии позволяют не только улучшить безопасность, но и продлить срок службы шин, поскольку владельцы мотоциклов смогут своевременно реагировать на изменения условий эксплуатации.

В интернет-магазине «Колёса Даром» можно подобрать резину для мотоцикла по модели. Воспользуйтесь кнопкой «Подобрать по мото», чтобы найти подходящие мотошины.

Мчите быстрее ветра, но всегда помните о безопасности!