Что влияет на повышенный расход масла в двигателе и как с этим бороться
Моторное масло защищает двигатель от износа и загрязнения. Если уровень масла меньше нормы, двигатель начнет выходить из строя. А это капитальный ремонт, довольно дорогостоящий.
Но какой расход масла нормальный, а какой повышенный? Влияет ли тип двигателя на расход? Что делать, когда превышены показатели нормы?
Какой расход считается нормой
Нормальный расход масла при любом показателе пробега находится в пределах 0,1–0,3% от общего расхода горючего. То есть в районе 3 литров на 100 000 км. Но для каждого типа двигателя существует своя норма потребления, которую рассчитывают на 1000 км либо на 100 л потраченного топлива.
Расход масла в зависимости от типа двигателя
Конструкция мотора напрямую влияет на количество потребляемого масла:
-
Бензиновые. Нормой считает 5–25 мл на 100 л топлива. Потребление 25–100 мл для подержанного автомобиля с большим показателем пробега — тоже норма. А вот показатели в 300–400 мл считаются критическими.
-
Дизельные. Потребляют 30–50 мл. А расход более 200 мл считается критическим. Но помните, что при предельной нагрузке автомобиля нормальные показатели расхода масла возрастают.
-
Турбомоторы. Отличаются самым большим потреблением масла из-за высокой мощности. Норма — около 80 мл на 1000 км для одной турбины. Изношенные моторы могут потреблять до 2 л на 100 л топлива. Более высокие показатели чреваты поломкой мотора.
Также расход масла зависит от типа вождения (примерные показатели для бензинового двигателя):
-
обычный — 0,25 л на 1000 км;
-
агрессивный — 0,4 л на 1000 км;
-
в горах — 0,5 л на 1000 км.
Потребление масла возрастает и с износом двигателя. Так, после прохождения 150 000 км расход в среднем составляем 0,35–0,55 л.
При этом учитывайте, что новый автомобиль, который спущен с конвейера завода будет потреблять повышенный объем масла из-за притирки узлов и механизмов.
Причины повышенного расхода
Расход может увеличиться из-за естественных причин или неисправностей механизмов.
К неисправностям относят:
-
протечку прокладки блока цилиндров;
-
износ сальников коленвала;
-
загрязнение масляного фильтра;
-
выход из строя маслосъемных колпачков и прочее.
А вот естественные причины:
-
избыток масла в картере;
-
использование некачественной продукции;
-
повышенные нагрузки на ДВС;
-
влияние температуры окружающей среды;
-
нарушение сроков замены масла.
Причин повышенного расхода много, поэтому необходим регулярный осмотр и изучение норм для каждого двигателя.
Влияние присадок на расход
Масло, которое мы заливаем в двигатель, содержит в своем составе депрессанты, противопенные и моющие добавки, ингибиторы коррозии и другие компоненты. В зависимости от типа масла достигают следующих показателей:
-
улучшение вязкости при низких температурах;
-
нейтрализация кислот, которые образуются при сгорании топлива;
-
удаление загрязнений и прочее.
Производители не советуют использовать присадки, так как изменение состава смазки может ухудшить заявленные свойства. Но многочисленные тесты показывают, что грамотно подобранные присадки для моторного масла улучшают работу ДВС и способствуют увеличению мощности. Наилучшего эффекта удается достичь при добавлении присадок в минеральные масла.
Но какой состав присадок использовать, зависит от состояния двигателя. Так, для несильно изношенных ДВС подойдут составы из группы геомодификаторов («Супротек», «Хадо»). Периодически заливаем и забываем. А для «умирающих» моторов необходимы сильнодействующие присадки, типа Liqui Moly. Они прописаны для пожизненного применения, чтобы снизить вероятность отказа.
Обращаем внимание, что приобрести присадки для уменьшения расхода масла можно в магазин «Колёса Даром». Но помните, если повышенный расход связан с неисправностью механизмов, то присадки не помогут.
Как диагностика помогает выявить причины повышенного расхода масла
Современные автомобили оснащены сложными системами, которые требуют точного подхода в поиске неисправностей. Один из важных методов диагностики — проверка состояния свечей зажигания. Если они покрыты масляным налетом, это может говорить о проблемах с уплотнением поршней или износом маслосъемных колец.
Другой эффективный метод — анализ выхлопных газов. Синий или сизый дым указывает на то, что масло попадает в камеру сгорания. Такой симптом часто свидетельствует о повреждении:
-
прокладок;
-
клапанных направляющих;
-
цилиндро-поршневых групп.
Это может дать много информации о состоянии двигателя. Компьютерная диагностика также помогает выявить проблемы, влияющие на потребление масла. Специальные сканеры считывают ошибки двигателя, связанные с эксплуатацией клапанов, турбины или системы впрыска. Найденные отклонения могут оказаться причиной перерасхода масла.
Дополнительно проводят осмотр двигателя на наличие утечек. Течь масла происходит через сальники, прокладки или соединения системы смазки. Особенно важно проверить состояние уплотнителей вокруг крышки клапанов и поддона картера. Именно здесь часто возникают утечки, которые можно легко устранить.
Регулярный анализ состояния масла, его уровня и вязкости — важная часть диагностики. Если состав меняет цвет, густоту, содержит следы топлива, охлаждающей жидкости, это указывает на внутренние проблемы двигателя. К ним относят:
-
повреждение прокладки головки блока цилиндров;
-
неисправности турбины.
Комплексная диагностика позволяет точно определить причину потери масла и предотвратить серьезные поломки двигателя.
Влияние качества топлива на расход масла
Использование некачественного горючего приводит к повышенному потреблению масла. Одна из причин — образование нагара на клапанах и поршнях из-за большого количества примесей и присадок в топливе низкого качества. Это затрудняет эксплуатацию поршневых колец. Они должны герметизировать цилиндры, предотвращать утечку масла. Если поршневые кольца засорены или изношены из-за нагара, состав проникает в камеру и сгорает вместе с топливом.
Плохое топливо может содержать большое количество серы, что увеличивает износ двигателя, ухудшает характеристики моторного масла. В таких условиях состав быстрее теряет свои смазочные и защитные свойства. Это вынуждает двигатель потреблять больше масла для компенсации ухудшенного смазывания. Оно загустевает или становится слишком жидким, не справляясь с задачей защиты мотора от перегрева и износа.
При использовании некачественного топлива нарушается работа форсунок, системы впрыска. Это приводит к неправильной подаче топливовоздушной смеси, что увеличивает нагрузку на двигатель и вызывает повышенное трение между деталями.
Для предотвращения таких проблем рекомендуется использовать проверенное топливо. Оно снижает риск угара и других повреждений, помогает сохранить свойства масла и предотвращает его перерасход.
Чтобы убедиться в качестве топлива, проверьте маркировку на соответствие стандартам, например Евро-5, или попросите паспорт качества на АЗС. Надежнее всего заправляться на известных сетевых станциях, где регулярно контролируют качество топлива.
Проблемы с системой охлаждения и их влияние на масло
Перегрев двигателя возникает при недостаточной эффективности охлаждения. Масло становится менее вязким, хуже защищает детали мотора от трения. Это ускоряет износ двигателя, повышает вероятность утечек через сальники и уплотнения. При постоянном перегреве увеличивается нагрузка на поршни и кольца. Они деформируются, масло проникает в камеру сгорания.
Засоры в радиаторе или поломка термостата также приводят к проблемам с охлаждением, вызывая локальные перегревы, угар, что негативно сказывается на состоянии масла. Протечки антифриза загрязняют смазывающий состав, что снижает его эффективность, приводит к быстрому износу компонентов.
Чтобы избежать этого, регулярно проверяйте систему охлаждения, следите за уровнем антифриза, вовремя устраняйте неисправности. Важную роль играет использование масла, устойчивого к высоким температурам. Оно сохраняет свойства даже при интенсивной эксплуатации двигателя.
Роль турбокомпрессоров в увеличении расхода масла
Турбокомпрессоры, устанавливаемые на современные двигатели, могут значительно влиять на израсходование масла. Основная причина в том, что турбина работает при очень высоких оборотах и температурах, зачастую достигающих 1000 °C и выше. Чтобы она функционировала корректно, ее необходимо постоянно смазывать и охлаждать, для чего используется моторное масло.
При повышенных температурах масло быстро испаряется и выгорает. Если турбина изношена или имеет повреждения, масло может проникать в горячие части турбокомпрессора, где и сгорает.
Также при высоких оборотах, особенно на спортивных или мощных двигателях с турбонаддувом, нагрузка на все механизмы, включая систему смазки, возрастает. Работа мотора усиливается, что приводит к увеличению расхода масла.
Для минимизации проблем с турбодвигателем необходимо использовать подходящее масло и вовремя его менять. Регулярное техобслуживание турбокомпрессора машины, включая проверку уплотнений и системы смазки, помогает увеличить срок службы двигателя.