Расширенная гарантия на шины

Как подделывают моторное масло, что предпринять, чтобы не купить контрафакт

Из-за того, что из России ушли многие иностранные производители моторных масел, современный отечественный рынок горюче-смазочных материалов изменился. У тех брендов, у которых сохранились представительства на территории страны, сменились владельцы, а также сформировалась новая схема поставок — параллельный импорт. В результате на рынок хлынула волна фальсификата, который может привести к серьёзным поломкам и к дорогостоящему ремонту автомобиля. Так что для автовладельцев актуален вопрос подлинности и качества моторного масла.

В этой статье мы расскажем, как проверить моторное масло на подлинность и не стать потребителем контрафакта.

Какое моторное масло подделывают чаще других

По данным Александра Носко, руководителя одного из известных автомобильных маркетплейсов, на конец августа 2024 года число контрафактной продукции в категории «моторные масла» достигло отметки примерно в 54%. И если опираться на слова экспертов, то ранее, 10–15 лет тому назад, подделывали известные бренды. Это существенно упрощало процесс сбыта и позволяло получать максимальную прибыль. При этом в числе лидеров по имитации находятся такие марки, как Mobil 1 и Castrol. Причём отличить подделку от оригинального продукта практически невозможно.

Виды подделок

Сегодня на рынке горюче-смазочных материалов можно встретить разные виды контрафакта. Все они различаются по цене и качеству. 

К первой группе относят кустарную продукцию. Такие моторные масла легко распознать. Они разлиты в старые канистры, которые остались от дешёвых масел. Сверху наклеивают этикетки с логотипом популярных брендов. 

Ко второй группе относят масла, которые больше похожи на оригинальную продукцию. Их разливают в идентичную тару, но с более низким качеством этикеток и пластика. Такой товар отличается видом пробки, отсутствием фольги на горлышке, а также шрифтом и орфографическими ошибками в описании.

Но чаще всего можно встретить «идеальные» подделки. Отличить их от оригинала практически невозможно.

Более того, при выборе между подделкой и настоящим продуктом, покупатели могут отдать предпочтение фальсификату, так как в некоторых случаях его качество, например, оформление канистры, выглядит даже лучше! Так происходит по той причине, что у подпольных производителей моторных масел, которые занимаются оптовыми продажами на миллионы рублей, есть свои заводы, производственные линии, склады, сайты, офисы и сотни тонн нефтепродуктов. Зачастую у них есть даже свои торговые сети. 


Что льют в канистры

Если канистру можно пощупать, этикетку разглядеть, то проверить, что налито внутри, не так и просто. Зачастую в заключении по анализу прописывают лишь то, что по результатам лабораторных исследований состав смеси отличается от заявленного продукта. Впрочем, этой информации вполне достаточно для того, чтобы уличить продавца в продаже контрафакта.

Но что же на самом деле заливают внутрь канистр? Вариантов немало, но чаще всего это:

  • базовые масла I группы;

  • осветлённая отработка;

  • дешёвые масла на минеральной основе;

  • смесь из нескольких компонентов с добавлением неочищенных нефтепродуктов;

  • масла индустриального происхождения с добавлением загустителя.

Но встречаются и такие случаи, когда внутри вообще нет никакого нефтепродукта. Впрочем, порой определить, что находится в канистре, вовсе не получается. Ни химический, ни спектральный анализ не находят ничего общего между смесью из поддельной канистры и настоящей смазкой.

Подделки: чем они опасны

При покупке моторного масла, которое рекомендует производитель для конкретного вида автомобиля, владелец машины платит не за имя, а за определённый набор свойств. Так, моторное масло должно:

  • защищать ДВС от износа;

  • соответствовать определённому показателю текучести в широком диапазоне температур;

  • соответствовать определённому показателю вязкости.

Чтобы моторное масло получило те или иные свойства, в смесь добавляют модификаторы вязкости и трения, красители, дорогостоящие присадки и различные антипенные вещества.

У присадок, которые входят в состав масла, также есть определённые функции:

  • ингибиторы сдерживают нежелательные химико-физические процессы, образуют защитную плёнку на поверхности ДВС;

  • детергенты защищают автомобильный мотор от нагара и загрязнений;

  • модификаторы трения защищают рабочие узлы системы от быстрого износа в условиях гидродинамического, граничного и смешанного трения.

При этом без дополнительных присадок базовое масло ничем хорошим для двигателя автомобиля не обернётся. И хорошо, если владелец автомобиля быстро обратит внимание на такие проявления, как:

  • перегрев;

  • увеличение расхода на угар;

  • появление нетипичных звуков;

  • затруднение пуска двигателя при низких температурных показателях.

Если сразу не обратить внимания на эти показатели, то избежать поломки двигателя уже через 1000–1500 км не получится.

Плохо на работу мотора влияет и тот факт, что вместо качественной синтетики в него заливают дешёвый минеральный состав. Это может привести к снижению эксплуатационного периода двигателя, потому как такие масла не защищают его от грязи, нагара и износа.

При постоянном использовании контрафакта сильно снижается ресурс ДВС. С первыми серьёзными проблемами автовладелец может столкнуться уже через 20–30 тысяч километров. И это даже при том, что менять масло будут регулярно, но на продукт аналогично плохого качества. А если мотор с турбонаддувом, то в условиях современных пробок поломка может случиться и ранее.

Где продают контрафакт

Сегодня столкнуться с контрафактной продукцией можно практически везде. Даже крупные сетевые магазины и интернет-агрегаторы — не залог того, что автовладелец не приобретёт поддельную продукцию.

Купить контрафактное масло для мотора можно в онлайн-магазине, на рынке и сетевых автозаправочных станциях. В некоторых магазинах продавцы предлагают микс из оригинальной брендовой продукции и подделки. При этом те и другие канистры стоят на одной полке. Даже в интернет-магазинах, особенно с возможностью оптовой закупки, выставляют «левые» масла от несертифицированных компаний-«однодневок». Получается, что приобрести подделку можно случайно, но чаще всего, все участники цепочки, кроме покупателя, знают, какие именно моторные масла они продают и откуда всё «пришло».

Конечно же, крупные производители горюче-смазочных материалов озабочены сложившейся ситуацией. Они самостоятельно проводят проверки точек сбыта. Причиной для этого может стать множество обращений от покупателей, которые подозревают, что магазин реализует контрафактные масла. На официальных сайтах публикуют список рекомендованных точек продаж и адресов авторизованных дистрибьюторов.

Как моторные масла защищают от подделок

Проблема контрафакта практически неизвестна в европейских странах, но актуально во многих других государствах, в том числе и в нашем. На старте, пока отличить подделку можно было по цвету тары, несоответствию формы канистры или из-за разницы этикеток, рекомендовали проверять форму пломбировочных усиков на крышке изделия и обращать внимание на дату литья и производства. Сегодня различить подделку и оригинал по этим показателям практически нереально.

Для защиты своей продукции от подделки многие производители стали вводить вплавляемые этикетки, лазерную маркировку и цифровые коды, но эти усилия не сильно усложнили жизнь компаниям, которые занимаются фальсификатом. Возможно, из-за того, чтобы им удалось обойти эту защиту, а может быть, и из-за того, что у покупателей нет привычки проверять товар на подлинность.

Если опираться на слова технического специалиста компании ExxonMobil, то для защиты своей продукции от подделок у них действует трёхуровневая система: закрытые, полузакрытые и открытые защитные элементы.

В случае с закрытым способом защиты всё настолько скрыто, что у «пиратов» нет доступа к этой информации. Её не принято разглашать даже в рамках уголовного дела. Скрытые признаки оригинальности продукта подвергают постоянным изменениям.

Как проверить масло на подлинность

Помимо закрытых способов защиты, которые держат в секрете, существуют ещё и полузакрытые. О них знают не только специалисты компании-производителя, но и сотрудники магазинов, дилеры и дистрибьюторы. К полузакрытым способам защиты относят:

  • УФ-маркировку на канистре и этикетках.

  • Мелкие изменения, например, размер и цвет шрифта.

Открытые способы защиты доступны даже обычному покупателю. Для этого не придётся измерять радиус скругления тары или искать тайные насечки на обратной стороне канистры.

Считают, что самый эффективный и простой способ определения оригинальной продукции — это уникальные коды, которые можно проверить через интернет. Но и эти коды уже подделывают без особого труда.

Самой эффективной системой защиты сегодня можно считать систему проверки подлинности моторных масел Mobil 1. В ней есть не только QR-код или код из простых чисел. Это комбинация из нескольких признаков. Помимо QR-кода, на поверхности тары есть матрица из металлических выпуклых точек. Они дополнены штрихами разного цвета, которые располагаются в определённой последовательности. Эта разработка запатентована непосредственным производителем, так что копировать её у «пиратов» точно не получится.

Как проверить все показатели на оригинальность? В первую очередь нужно ввести в форму проверки в приложении цифровой код или отсканировать QR-код, а после этого проверить, как располагаются точки и где находятся цифровые штрихи. При этом установлен лимит на количество проверок с учётом не только частоты ввода, но и места нахождения пользователя.

Ежедневно в компанию Mobil 1 поступают десятки обращений от рядовых граждан. Часто речь идёт действительно о поддельной продукции, но из-за того, что некоторые покупатели проверяют масла полузакрытым способом, происходит путаница. Причина в том, что с каждой новой партией эти показатели (УФ-метки и насечки) могут изменяться. Так что сверять по ним оригинальность продукта бессмысленно.

На подлинность продукта также не указывают этикетки, повреждённые в области числового кода. Ведь такое может произойти из-за покупки товара через интернет и при длинных логистических цепочках. В этом случае рекомендуют обратиться с претензией сразу к продавцу.

Не нужно при проверке моторного масла замораживать его в холодильнике или жарить на сковороде. Это небезопасно, в состав смеси могут входить различные токсичные вещества. Всё, что нужно покупателю — это знать открытые способы защиты, которые прописаны на сайте производителя.

Итак, чтобы не навредить своему автомобилю, надо следовать простым правилам. Нужно приобретать моторные масла только у официальных дистрибьюторов. Список компаний можно найти на сайте компании-производителя. Проверьте оригинальность смазки, не отходя от кассы или до непосредственной заливки в ДВС. Только так можно защитить свой двигатель.