Почему нельзя постоянно заливать топливо с низким октановым числом, и в каких случаях это допустимо
Производители автомобилей составляют списки рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию транспортных средств. Отдельную главу в этом перечне занимают советы по применяемому топливу (бензин, ДТ). В некоторых случаях завод указывает в технической документации АИ-92 и АИ-95. В других моделях, наоборот, пишут об АИ-95 и АИ-98. Октановое число бензина под определённый тип двигателя подбирают неслучайно. Это результат долгих испытаний работы силового агрегата.
Как выбирать топливо по октановому числу
Современные двигатели отличаются высокой степенью сжатия, поэтому производители авто рекомендуют высокооктановый бензин. Когда в технической документации машины написана одна рекомендация, всё понятно. А что выбрать, когда пишут два вида бензина, например, АИ-92 и АИ-95? Большинство водителей в России принимают решение заливать на АЗС то, что дешевле по цене, они считают, что принципиальной разницы по качеству между этими видами топлива нет.
Разница в цене между марками в России в среднем 5–8 рублей за литр. При интенсивной эксплуатации автомобиля, если заливать топливо с минимальными показателями, за год можно сэкономить хорошую сумму. Стоит так делать или нет? С какими последствиями придётся сталкиваться?
Почему нельзя заливать только бензин с минимальным показателем октанового числа
По данным производителей, когда марку Регуляр-92 (АИ-92) указывают как резервную, заливать нужно только АИ-95. Если нет возможности применять топливо с более высоким октановым числом, можно сделать исключение. Но крайне нежелательно ездить регулярно на самом дешёвом по цене бензине. Автомобильные двигатели разработаны с небольшим технологическим запасом и терпят лишь краткосрочные отклонения.
Влияние топлива на долговечность двигателя
Выбор горючего с подходящим октановым числом играет важнейшую роль в долговечности двигателя. Современные моторы, особенно с высоким уровнем сжатия и сложной конструкцией, рассчитаны на определённые параметры сгорания топлива. Если использовать горючее с более низким октановым числом, чем требуется, то двигатель может столкнуться с детонацией. Это процесс, при котором топливо воспламеняется раньше нужного момента. Такое явление вызывает ударные нагрузки на поршни и цилиндры, что приводит к их износу и повреждениям.
Использование топлива с неподходящим октановым числом с самого начала вызывает повышенную температуру внутри цилиндров. Длительная работа в таких условиях приводит к перегреву и ускоренному износу компонентов двигателя:
-
поршневых колец;
-
стенок цилиндров.
Повреждения могут накапливаться постепенно. Сначала проблемы проявляются повышением расхода топлива и уменьшением мощности. Со временем они станут серьёзнее и потребуют недешёвого ремонта.
Кроме механических последствий, важно учитывать и экономические аспекты. Частый ремонт и замена изношенных деталей будут дорогостоящими. Высокооктановое топливо поддерживает оптимальные условия работы двигателя и уменьшает риски перегрева.
Правильный выбор и применение топлива минимизируют затраты на обслуживание и ремонт, сохраняют стабильную работу мотора на протяжении его жизненного цикла.
В каких случаях можно заливать АИ-92
Модели одной марки могут комплектовать на заводе разными двигателями. А значит, и рекомендации по используемому топливу могут отличаться. Рассмотрим ответы производителей, в каких случаях применять АИ-92.
Porsche
Моторы нового поколения в автомобилях этой марки восприимчивы только к АИ-98. Встречаются и исключения, например, гибридные вариации силовых агрегатов, которые могут дополнительно заряжаться от электрической сети (PHEV).
Mitsubishi
На бензине Регуляр-92 можно ездить без ограничений на моделях:
-
Eclipse Cross с объёмом двигателя 1,5 л и 2 л;
-
ASX 2 л;
-
Outlander 2,4 л и 2 л.
В остальные модели его заливать нежелательно.
Volkswagen
Компания не рекомендует использовать низкооктановое топливо на постоянной основе. Конкретные рекомендации можно посмотреть в технической документации к автомобилю. Данные также написаны на люке заправочного бака: крупный и мелкий шрифт для рекомендованного и допустимого значения соответственно. Сейчас в РФ больше не реализуют машины Volkswagen, которые могут ездить только на АИ-92.
Skoda
Производитель категорично относится к бензину с низким октановым показателем. Исключения возможны только при отсутствии альтернативы и на очень короткий срок. Например, чтобы доехать до АЗС с бензином АИ-95 и АИ-98. Если ещё не прошло 4 года с момента покупки и пробег не превышает 100 000 км, лучше воздержаться от экспериментов. Skoda аннулирует гарантию, когда обнаруживает, что поломка возникла после использования бензина с низкой детонационной устойчивостью.
ВАЗ
Техническая документация, технологические карты моделей Lada Largus/Granta/Vesta подтверждают, что АИ-92 — допустимое топливо. В то же время указано, что предпочтительно заливать АИ-95. Это позволит повысить мощность и экономичность двигателя, улучшить динамику, а также снизить вредные выбросы.
Audi
Современные модели не рассчитаны на постоянное использование АИ-92. В большинстве случаев минимальные показатели октанового числа — 95, особенно для серии RS. Бензин с низкой детонационной устойчивостью можно использовать только в крайних случаях, в режиме минимальной нагрузки.
Mazda
Японская компания категорично не рекомендует заправлять машины топливом с числом менее 95.
BMW
Производитель допускает использование АИ-92 на постоянной основе для «обычных» бензиновых моделей. Это может повысить расход топлива и снизить мощность, но не влияет отрицательно на двигатель. Но если авто оснащено мотором серии S, политика компании состоит в том, что заливать нужно от АИ-95 и выше.
Citroen
Производитель разрешает использовать Регуляр-92 на автомобилях с двигателем VTi 115:
-
Partner Crossway и Partner;
-
Berlingo Multispace/Berlingo;
-
Opel Combo Life и Cargo.
В другие модели заливать его не советуют.
Renault
Согласно рекомендациям производителя, большинство моделей требуют использование бензина с октановым числом от 95. Минимальные показатели допускают только для внедорожника Renault Duster с силовым агрегатом TCe150 и 1,6 л.
Применение присадок
Современные присадки улучшают характеристики топлива АИ-92. Они обеспечивают чистое и стабильное сгорание, продлевают срок службы двигателя. Присадки представляют собой химические вещества, которые добавляют на стадии производства. Они повышают устойчивость топлива к детонации, снижают вредные выбросы, отложения в камере сгорания и других элементах двигателя.
Коротко опишем основные типы присадок для АИ-92. Они следующие:
-
Антидетонационные. Увеличивают октановое число, улучшают устойчивость АИ-92 к детонации. Этот тип присадок снижает вероятность преждевременного сгорания, уменьшает ударные нагрузки на детали двигателя.
-
Моющие. Удаляют и предотвращают образование нагара на клапанах, поршнях и инжекторах. Это особенно актуально для двигателей, которые работают на топливе АИ-92, поскольку оно более подвержено образованию отложений из-за состава. Моющие присадки снижают риск засорения топливных форсунок и других деталей.
-
Антиокислительные. Замедляют процесс окисления топлива при хранении. Это полезно, когда АИ-92 хранят долгое время, особенно в условиях повышенной влажности или при высоких температурах. Замедление окисления предотвращает образование смол, которые засоряют систему подачи топлива.
-
Модификаторы трения. Снижают контакт между движущимися частями мотора, минимизируют износ и уменьшают расход топлива. Такие добавки полезны для двигателей, которые используют АИ-92, так как они помогают компенсировать возможные перегрузки, связанные с детонацией на низкооктановом топливе.
Благодаря присадкам АИ-92 может соответствовать требованиям более современных экологических стандартов, поскольку они снижают уровень токсичных выбросов. Это важно для владельцев автомобилей с повышенной чувствительностью к детонации, которые могут быть подвержены поломкам и ухудшению эффективности работы без дополнительных защитных мер.
Хотя присадки обладают множеством преимуществ, их неконтролируемое или несоответствующее использование вредит двигателю. Избыточные количества вызывают образование отложений. Поэтому нужно выбирать топливо у проверенных поставщиков, которые соблюдают нормативы и дозировки добавок в АИ-92.
Присадки делают топливо АИ-92 более надёжным и адаптированным для работы в условиях повышенных нагрузок по сравнению с обычным горючим. Но при использовании старых двигателей слишком агрессивные химические добавки ускоряют износ уплотнителей и резиновых деталей.
Альтернативные виды топлива: влияние на двигатель
Альтернативное топливо способно и улучшить, и ухудшить работу двигателей, разработанных для бензина АИ-92. Здесь нужно знать следующие самые важные моменты:
-
Метан. Экологичен и стабилен, но требует доработок в топливной системе. Его высокое октановое число снижает риск детонации. При этом двигатели, рассчитанные на АИ-92, могут работать менее эффективно, если не проведены меры по адаптации, особенно при повышенных нагрузках.
-
Пропан-бутан. Топливо часто используют в бензиновых двигателях. Преимущества — доступность и снижение износа. Но без дополнительного охлаждения возможно перегревание клапанов.
Также в бензин добавляется биоэтанол. Он экологичный и достаточно выгодный. Но требует более устойчивых к коррозии материалов для уплотнений, так как биоэтанол воздействует на резиновые детали и металлы.
Тенденции в изменении стандартов топлива
В ответ на экологические требования, технический прогресс и новые тенденции в автопроме стандарты топлива непрерывно меняются. Для АИ-92, как для одного из самых востребованных видов бензина, эти изменения означают:
-
улучшение качества состава;
-
введение новых присадок, которые снижают вредные выбросы;
-
повышение октанового числа, чтобы соответствовать нуждам более современных двигателей.
Текущий исследовательский тренд направлен на улучшение воспламеняемости АИ-92 при сохранении доступности. Это делает его интересным для автолюбителей, которые ценят экономичность.
Некоторые поломки двигателя могут возникнуть по причине низкого октанового числа бензина. Когда вы обращаетесь в дилерский сервисный центр, берут пробу из бака. Если экспертиза покажет, что в нём залито топливо с минимальными показателями, производитель снимет гарантию. Вот почему стоит хорошо подумать, перед тем как начинать экономить на топливе таким образом. Ремонт двигателя обойдётся дороже.
Минимальные допустимые показатели октанового числа указаны для экстренных случаев, когда нет доступа к другому бензину. В остальное время на заправках нужно заливать топливо с рекомендуемыми характеристиками. Это позволит сохранить работоспособность мотора и надолго отложить ремонт. Тем более что в современных двигателях бензин с высоким октановым числом расходуется более экономично, а это сокращает расходы на пополнение бака.